Как Добраться На Машине Из Иркутска В Абхазию

Маршрут

Иркутск - Красноярск - Кемерово - Новосибирск - Омск - Ишим - Челябинск - Уфа - Самара - Саратов - Волгоград - Краснодар - Джубга - Сочи - Адлер - Гагра - Пицунда - Н.Афон

Как Добраться На Машине Из Иркутска В Абхазию

Дата поездки: август 2010 г.

Машины: Toyota HiLux Surf (2000 год, автомат, бензин), микроавтобус Toyota Hiace (2003 год, автомат, бензин). По одному водителю на каждый автомобиль. По одной семье на каждый автомобиль (2+4).

Километраж: туда — 6 400 км, обратно — 6 300 км. Итого 12 700 км. Потребление топлива: Surf — 9.5 л/100 км, HiACE — 9.9 л/100 км

Оборудование и материалы для поездки: навигатор JJ-Connect 2100, антирадар (какая-то простая модель за 2 т.р.), видеорегистратор (смотрящий вперед) на SD карточке (16 Гб на 3 часа по циклу). Все это надо было как-то размещать около лобового стекла, проводить отдельное питание под торпедой, организовывать питание для видеорегистратора около зеркала заднего вида и т.п. В общем, повозиться пришлось. Еще взял немного инструментов, скотч и качественный электронный манометр (сильно пригодился). Плюс небольшой автомобильный компрессор. Для каждого водителя мы взяли накидки на сидение из деревянных шариков — такие продаются по 200 руб. на китайских рынках, в любых автомагазинах. Вещь простая, но без нее водителю достаточно тяжело сидеть долго. Мы видели в дороге у дальнобойщиков часто такие накидочки на сидение. Даже делали тест — пробовали какое-то время ехать без нее — быстро затекают ноги и ягодицы. Пассажирам они особо не нужны — пассажиры могут покрутиться в кресле, а водителю особо не покрутишься. Ну, для водителей упражнения в дороге стандартные — с силой сводить и разводить ноги, напрягать ягодичные мышцы. На заправках немного упражнений — тут как кому нравится.

Как полагается, перед поездкой: смена масла, проверка ходовки и двигателя. Если маршрут длиннее стандартной смены масла — масло придется менять в дороге. Поэтому с собой взял масляный и воздушный фильтры. Топливный — тоже желательно. Мы меняли масло уже на обратном пути в Адыгее — там масло есть, возможность есть, но таких фильтров, как у нас, найти очень трудно.

На смене масла у меня сдох аккумулятор. Ни с того, ни с сего. Ну да, старенький был — пять лет, но зарядка была, долго не стоял, просто тихо умер. Хорошо рядом были обжитые места — подъехал к какой-то шиномонтажке, где продавались аккумуляторы — купил за 3 т. р. приличный Excite.

Вообще, за все поездку поймал только один большой гвоздь, вовремя заметил — иногда надо открывать окно и слушать шины. Вот услышал — не так едет — вылез — померил манометром — вместо 2 положенных было 1.35. Колесо было заднее, поэтому пришлось на ближайшей ш/монтажке снимать. У Андрюхи было три эпизода с ловлей шурупов (у него строго шурупы были) — все на передие колеса приходились. У него без съема обошлось. Прямо на ходу заделали. Все выдержало. И до сих пор держат. Все, больше никаких поломок не было.

Ну, с собой всяких вещей, как полагается, набрали — чего надо в дорогу — багажник у «сурфа» здоровый — туда все что хочешь влезет, поэтому брали что хотели. Еду с собой не брали вообще никакую — этого добра по дороге хватает в самых разных вариациях. Зато в багажнике можно увезти с юга всяких товаров много. Это еще один плюс путешествия на автомобиле :).

Самый дешевый бензин я видел (92-й) в Уфе — 19.90 р., самый дорогой — Иркутская область — 25 р. В среднем цена по стране колебалась около 21-23 р. Не знаю, как у микроавтобуса, но у меня на дорогу «туда» бензина ушло на сумму что-то в районе 12 тыс. руб. Считаю, это немного. У меня «сурф» в жизни так мало не ел, я рассчитывал в лучшем случае на 14 л/100 км, а тут такая радость. Ну да, 110 км/час — самый экономичный режим. (обороты: 2 тыс.)

Кроме того, так как машин больше одной штуки, то рации оказались просто необходимы (что и показала поездка). И не надо что-то очень мощное — вполне подойдет 4Вт (примерно на 6 км), только внешняя антенна обязательна. Рация выручала не раз, да и вообще, между машинами удобно переговариваться, планировать что-нибудь, делиться впечатлениями. Короче, можно купить что-то достаточно дешевое, но чтобы внешнюю антенну можно было приспособить. Да, между прочим, по дороге, особенно в Башкирии, видели очень много всяких придорожных рыночков, где, кроме остальной мелочи, продавали и рации. 
Симки в сотовых были у всех «МТС» с тарифом «везде как дома». Да, кушать деньги любит, но зато МТС брал почти везде.

Вообще, путешествие на двух автомобилях имеет как свои плюсы, так и свои минусы. На двух машинах, конечно, удобнее в плане подстраховки, опыта, каких-то технических мелочей. Но общая скорость снижается — народу больше, больше остановок, дольше останавливаться на ночлег и поесть, и т.п. А если еще в группе есть и дети, то вообще можно смело сутки прибавлять к общей дороге. У нас получилось ровно семь суток в одну сторону (от Иркутска до Адлера). Ехали в общем не торопясь, я спрашивал у людей, которые ездили из Иркутска на море — у них выходило дней пять с небольшим. Ну, мы первый раз, вообще-то.

Можно ли проехать без навигатора? Да, можно. Но некомфортно. Я считаю, что 3-4 т.руб. на навигатор, который хотя бы будет показывать, где вы едете и сколько осталось — стоит потратить. А уж помощь в городах, через которые приходится проезжать — неоценимая. Ну не спрашивать же на каждом перекрестке, куда тебе проехать! Ехать по незнакомому городу — это, на самом деле, весьма напряженно. Если в этом городе ничего не надо — и никогда в нем не бывал — лучше объехать.

В принципе, по всей трассе пересекаешь всего несколько более-менее крупных городов. Тулун, Канск, Ачинск (краем), Кемерово, Омск, Энгельс, Волгоград. Ну и Сочи еще, если не объезжать его. 
Везде есть указатели. Вернее, в большинстве городов сделано все по уму. Я специально, ради интереса, намучившись в нескольких городах, посмотрел потом на въезде в Иркутск указатель далее на восток — вот как ехать людям, незнакомым с городом — оказывается, указатель есть, но он так незаметно примостился под рекламным плакатом, что сразу не заметишь его (хотя там серьезный съезд). И водитель наверное, упилит в центр.

Мне не понравилась развязка вместе с указателями в Канске — невнятно как-то. А когда едешь с запада на восток, то там вообще неправильно указатель показывает на заброшенную объездную — т.е. про это надо тупо знать! Только после объяснений местного мы вернулись куда надо. Это вообще нонсенс.

В Омске тоже как-то иногда раздумываешь — а туда ли повернул? Иногда бывает, что хорошая дорога вместе с потоком повернула, а указатель показывает на плохонькую — вот она, трасса-то. Мне например, как водителю хотелось бы, чтобы на сложных перекрестках уже после поворота был бы еще один указатель, что вот все правильно едешь. Было бы спокойнее.

Потом очень странно сделано в Тулуне — во-первых, объездная невнятно обозначена, во-вторых, если ехать через город — то едешь не по главной улице! И указателей нет. Только по навигатору пробрался. Такая же ситуация в Кемерово. Если ехать с востока на запад — еще ничего, там все время прямо. Если с запада на восток, то в городе указателей нет, приходится ехать через весь город вместе с троллейбусами, трамваями опять по навигатору. Причем, въезжая в Кемерово с запада, я следовал строго табличкам. Ровно в городе они закончились.

Кстати, когда долго едешь до какого-либо города и смотришь на таблички километража до него, главное, потом, когда подъедешь к нему, не протормозить и успеть самого себя переключить на новую табличку — следующего города, а то так в этот город и уедешь :). Вот тут надо уже маршрут немного представлять, какой город ожидать и высматривать на табличках. Например, на Самарской объездной много всяких городов — там надо «Энгельс» смотреть.

Кстати, в Саратове с его новой объездной и новым мостом тоже не очень иногда понятно, как и что — опять навигатор выручил, потом я еще у дальнобойщика спросил. Но это на обратной дороге. Обратный маршрут мы взяли стандартный — через Ростов, Калач-на-Дону, Волгоград, потом Саратов (объездная), новый мост через Волгу и Энгельс — ну а дальше, как обычно: самарская объездная, Башкирия, мимо Челябинска, Макушино и Ишим. Там уже кстати, таблички новые навесили «Ишим, Омск» и показывают через Ишим. Кто-то ездит через Казахстан — мы не стали испытывать судьбу — неизвестно, как там с таможней, границей, выигрыш, конечно, существенный, но информации мало. Вообще, конечно, казахам надо было оставить эту дорогу более-менее свободной, извернуться как угодно, но оставить — это же реальные деньги, трафик, развитие какое-никакое там.

А возле Макушино (потом Бердюжье — очень приятный поселочек, надо отметить) дорога шикарная — там мы и 150 км/час покатались — вокруг сплошные озера, поля. Полно паутов.

Вообще, с насекомыми — это просто беда. Начинается где-то после Кемерово (по дороге на запад) — все стекло после часа езды залеплено остатками этого самого многочисленного вида на Земле. Приходится заливать химию в бачок омывателя, но все равно на заправках выходишь и тряпкой с каким-нибудь стеклоочистителем (две бутылки ушло за всю поездку) протирать лобовуху. Кстати, защита фар — это необходимость, камешки летают по трассе иногда только так. В лобовуху поймал два раза — один из них мне оставил махонькую трещинку. А у фар стекло нежнее. В конечном итоге, в насекомых оказывается практически вся передняя часть машины и все, что у машины ловит набегающий поток — тоже. Ну, тут только мойка. Мылись мы в Ачинске, когда попали под дождь на гравийке под Канском и в Волгограде, когда ехали на море — мы постоянно в дожди попадали начиная с Челябинска.

Если ехать не по жаре — это счастье. Кондиционер нас выручил на обратном пути, когда ночью +25, а днем +36 на всем пути от Адыгеи (Джубга) до Кургана. После Омска где-то еще более-менее прохладно стало. Но кондиционер — опасная штука, простудиться можно на раз. С открытым стеклом ехать можно, но устаешь от шума.

Ездили мы с женой первый раз на такое дальнее расстояние, поэтому подготовка была серьезной.

Много читал в интернете, делал себе заметки для дороги, что брать, что не брать. В общем, от канистры с бензином правильно отказался, а вот с водой (20 л) не прогадал — нигде нет такой чистой воды, как в Иркутске — байкальская вода лучше всех.

Когда не ездил так далеко ни разу — не представляешь, что и как, и думаешь «ну вот, поедем, будем останавливаться где угодно, смотреть там всякие красоты, озера, поля, леса!....». Ага, счаз... Не, ну в принципе, так можно, но дорога займет очень много времени. Основная сложность автопутешествия — трафик. Причем, именно грузовой. Ибо легковушку, если она едет медленно, обогнать несложно. Сложнее обогнать фуру. А они бывают длинные и идут достаточно быстро — стандартно 80 км/час, но бывают и под сотню прут. А навстречу тоже поток идет. С утреца еще все спокойно, а после обеда и к вечеру — много машин. Особенно на трассах от Новосибирска и западнее.

Ну вот и получается — ты обгонял, обгонял фуры, более-менее свободно стало, а тут вдруг надо остановиться у обочины — и эти фуры опять надо будет обгонять... Это какое-то занятие целый день, чтобы не так скучно было. Но за неделю дороги, если честно — напрягает. Когда попадаются участки более одной полосы и фуры уходят в крайнюю правую полосу — это маленькая радость :). Потому что основная дорога — это по одной полосе в каждом направлении. И полосы в общем-то достаточно узкие.

Это где-то на Кубани — фуры не поделили дорогу, там еще километров через пять впереди мы догнали «мерс-купе», все колеса в грязи, едет по обочине 30 км/час — видимо, отсюда же.
Это где-то на Кубани — фуры не поделили дорогу, там еще километров через пять впереди мы догнали «мерс-купе», все колеса в грязи, едет по обочине 30 км/час — видимо, отсюда же.

 А под Уфой есть шикарнейшая трех-четырех полосная (для каждого направления) трасса, которая сделает честь любой виденной мне дороге в России (по пути к морю). И такой трассы — почти 100 км. Просто отдых и праздник для водителя. При этом, 110 км/час едешь — и никто не останавливает, хотя гаишники там были.

 

Трасса под Уфой — очень качественное покрытие, разметка, 3-4 полосы для каждого направления, и так — 100 км.
Трасса под Уфой — очень качественное покрытие, разметка, 3-4 полосы для каждого направления, и так — 100 км.

 

На самом деле, хорошие дороги есть не только в центральной части России, в Иркутской области тоже есть, просто их меньше. От Зимы до Иркутска вполне нормальная дорога. Объездная вокруг Ангарска и до самого Иркутска — тоже вполне неплохая.

Но самая плохая дорога, которую я видел — это в Нижнеудинске. Там она, видимо, была убитая, потом ее еще раз убили и еще что-то сделали — уж я не знаю что. Да, есть участки грунтовки около Тайшета и Тулуна, но по ним хоть ехать можно, в Нижнеудинске по тому, что называют «дорогой» ехать нельзя. Можно только карабкаться и переваливаться со скоростью 5-10 км/час.

Когда ехали на море, объездную под Тайшетом только делали — просто была гравийка, обратно мы уже катили по свежему асфальту — красота. Эта объездная начинается около деревни Разгон Иркутской области.

 

Да, к сожалению, это федеральная трасса ( Иркутская область). Благо, таких участков всего два — километров по 7. Их скоро не будет.
Да, к сожалению, это федеральная трасса ( Иркутская область). Благо, таких участков всего два — километров по 7. Их скоро не будет.

 

Есть там участки гравийные, но видно, что они временные.

Долго думал, покупать ли антирадар — ехать под 150 я не собирался, да и следующий в паре «хайс» все равно больше 110 км/час крейсерскую не идет, лихачить особо не планировал, но решил-таки купить самую недорогую модель антирадара, начитавшись советов путешественников. И ни разу не пожалел! Хорошо высекает посты ГАИ, потом есть участки на трассе, где можно прекрасно ехать и под 140 — видимость отличная. Правда, антирадар нужен как раз больше всего для тех мест, где стоят ограничивающие знаки (например «40»), а ехать вполне можно и 100. Вот как раз для таких мест антирадар и необходим. Вообще, правило движения в местах, где реально можно ехать больше ограничения, следующие: знак «50» — едем 60 или даже 70. За превышение на 10 км меня могут разве что предупредить. За превышение на 20 км — штраф 100 руб. — ну пусть выписывает, коли охота. Можно даже ехать и на 30 км больше — тоже вряд ли остановят — ловят в основном больше превышение 40, чтобы сразу 1 000 р. впаять как минимум.

Мне за всю дорогу попался только один особо усердный гаишник — в Волгограде, прямо в городе, когда я проехал мимо развязки на Котельниково (на Сальск) и выехал на эстакаду, где знак «40» висит со скоростью 60. Радар пищал, но уже просто забил — кажется, я не туда свернул, не до этого было.

 

Сейчас меня будут тормозить. У него там в машине прибор видеорегистрации с радаром.
Сейчас меня будут тормозить. У него там в машине прибор видеорегистрации с радаром.

 

Я очень удивился, когда он меня остановил, — 100 р. штраф не поленился ведь выписать (!) — прямо в Иркутск. Но, зато, когда я у него спросил дорогу, он подтвердил, что я и в самом деле свернул не туда, и разрешил повернуть через все сплошные и все зебры прямо куда надо. Если бы не он, то, наверное, я бы долго ехал до разрешенного места и вообще бы понервничал наверное. А так — всего за 100 р. была дана подсказка и разрешение развернуться «прямо тут». По-моему — классно.

Это единственный штраф, который я заплатил за всю дорогу. Хотя останавливали не раз. Еще раз в Волгограде стопарнули — там есть указатель «Котельниково» на южном выезде из города, и его видно, когда уже подъезжаешь к разделительной сплошной полосе — ну, я, недолго думая и ломанулся направо через сплошную, разделяющую потоки попутного направления (встречку не пересекал) прямо перед лицом, обалдевшего от такой наглости, гаишника на стационарном посту. Конечно, был остановлен. Андрюха на микрике тоже ломанулся вслед за мной, и у него так же попросили документы.

Разговор на посту у нас вышел душевный, хотя лейтенант потом намекал, что «за такие вещи права отбирают», но как-то мне не верится. В общем, отболтался я без потерь и очень быстро. Я все ждал, когда же он мне скажет, что меня прав будут лишать — вот интересно, что бы он в формулировке написал бы? Проверять особо не хотелось, у нас «дорога туда», а не «обратно», права еще нужны. Хотелось в Абхазии на экскурсии на своей машине съездить — посмотреть там все. Забегая вперед скажу, что в Абхазии насчет гаишников — лафа полная. Главное в наглую пьяным не ездить и слишком нагло не пересекать чего не попадя. В общем, аварийной ситуации не делай. А так — езди совершенно спокойно.

 

Пост на выезде из Волгограда, если ехать через Котельниково.
Пост на выезде из Волгограда, если ехать через Котельниково.

 

Запомнилась еще остановка в Ростовской области (через Сальск-Тихорецк) вот как раз где-то после Сальска — ростовские гаишники наостанавливали машин где-то с полтора десятка (фуры, легковушки — все подряд), чего хотели — непонятно. Там один гаишник был — прямо как актер: когда мы отчаливали, он этак артистично в игровой форме, с улыбочкой начал тормозить какую-то машину со словами «опп-а-а» (прямо так и было) и так фигурно палочкой взмахнул, как будто он волшебник...

 

На лобовом присоски и часть антирадара. Где-то на Кубани.
На лобовом присоски и часть антирадара. Где-то на Кубани.

 

В общем, прикололись и поехали дальше. Еще раз тормознули на сочинском серпантине Андрюху на микрике. Там был знак движения по полосам и он встал на полосу «строго направо» перед горкой, а чего дальше — не видать, и Андрюха поперся то ли обгонять по ней, то ли еще что — в общем перед гаишником собрал всю зебру и весь перекресток (для поворота направо и выезда справа). Гаишники напрягали его на лишение прав.

Вообще, сам серпантин начинается уже после Джубги, а от Адыгеи до Джубги — не серпантин, а замечательная плавная трехполосная трасса — там все хорошо. А вот от Джубги до Сочи — запаришься руль крутить.

Еще раз нас тормознули уже по дороге обратно из Адлера на сочинской трассе после туннеля. Там есть такой коварный и не очень хорошо видимый ночью (под ночь выехали) поворотик на объездную до Джубги (кому не хочется через Сочи переться), который подкрадывается, когда честно едешь в крайнем правом ряду и никого не трогаешь — ну мы собрали опять всю зебру, все что можно пересекли и были остановлены довольным до нельзя одним из гаишников, которые прямо тут как тут выставились.

Кстати, попался вполне вменяемый молодой лейтенант, который сначала обронил фразу: «Вы двумя машинами едете? Кто из вас на комиссию пойдет?», но потом на мое замечание «а какое было нарушение?» сказал, что «вы нарушили тут все, что можно». Я хотел сказать, что не нарушил ли еще до кучи все правила перевозки крупногабаритных грузов и все правила переезда ж/д путей, но он начал меня гнуть на «неправильную постановку ТС на проезжей части» (от 500 до 1000 р.), на что я гнул, что у меня было всего-то «нарушение разметки» (100 р.). Он, конечно, переспорил, но это, все же, не лишение прав. В общем, оставил я его со словами «выписывайте штраф. 500 р. но не 1000, потому как аварийной ситуации не было, помех я не создал и вообще, я сегодня добрый». Потом ушел к своей машине — через 1 мин. подходит Андрюха (в паре ведь права забрали), отдает мне мои права и улыбается... — короче, гаишник все права просто так отдал. Наверное, лень ему было штраф в такую даль выписывать, и мы отчалили смотреть ночной Сочи. Один раз видел гаишника в Джубге, который реально делал свою работу — он регулировал движение, чтобы не создавалось заторов — до того как он приехал, было напряженно. Никого не тормозил, не проверял — просто организовывал.

Ну, это лирическое отступление про ГАИ на дорогах, особо они меня не напрягали. Не надо пересекать сплошную встречку, не надо превышать на 60 км разрешенную скорость и ездить пьяным. Все, остальные их потуги «на лишение прав» похожи на разводку.

Маршрут

Начну с середины — с Самары, ибо до Самары все очень ясно и понятно — дорога с востока одна. На самарской объездной дороге (СОД) надо высматривать табличку на Энгельс, и оттуда, по идее, надо ломиться вместе со всем потоком через мост на правый берег Волги — на Саратов, потом через Волгоград, Калач и около Каменецк-Шахтинского встать на трассу М-4 — и до самой Джубги. Но...

Вот это стандартный маршрут для тех, кто едет по восточному направлению.

 

Вот это стандартный маршрут для тех, кто едет по восточному направлению.
Вот это стандартный маршрут для тех, кто едет по восточному направлению.

 

Но через навигатор я проложил маршрут по левому берегу реки — так интереснее, и мне казалось, что будет спокойнее, ибо не обгонять фуры лишний день — это зело приятно.

Собственно, так оно и оказалось. Дорога по левому берегу чуть похуже федеральной, но зато куда как поспокойнее. Через Энгельс кроме как по навигатору (ну или спрашивая через каждый перекресток), не зная города, проехать сложно, только в конце города показывается шильдик «Волгоград».

Вот примерно после поселка Ровное (на свороте в объезд) у нас и начались приключения. На рисунке (Navitel Map) виден большой крюк вокруг залива. Этот крюк съедает километров 100 — лишний час, конечно, не так много, но неприятно.

 Navitel Map

Навигатор этот «крюк» нам не дал и направил прямо через залив, показав, что «вот так вот прямо и езжай». Конечно, сейчас смешно, но когда мы ночью подъехали по какой-то очень пустынной дороге (а куда все машины подевались?) к гравийному пятачку, и я первый раз увидел знак «Выезд на набережную»... я очень удивился. Для нас мост еще не построили :)

 

Вот тут дорога прямо в воду и ныряет.
Вот тут дорога прямо в воду и ныряет.

 

После того, как мы полюбовались крутым обвалом в воду и заброшенными строениями, того, что было обслуживающими зданиями паромной переправы, развернулись и поехали назад — к виденной ранее автозаправке, неизвестно чего делающей в такой глуши километров за 15 от переправы. Там на мой вопрос «а что, паромная переправа не работает?» ответили «нет, но прошлом году работала». Слабое утешение... впрочем, пенять можно только на себя — надо было верить табличкам, а не навигатору. Там, около Ст.Полтавки был правильный указатель, но надо ж было рискнуть :)

 

АВТОПУТЕШЕСТВИЕ ИРКУТСК - АБХАЗИЯ
АВТОПУТЕШЕСТВИЕ ИРКУТСК - АБХАЗИЯ

 

Проезжая где-то в районе этого села, ночью, Андрюха кричит мне по рации: «Саня, стой! У меня, кажется, шины расслоились!». Ну все, думаю, кранты — тут на обочине и будем ночевать — ночь кругом, такие шины здесь, в Приволжье фиг где найдешь на всего «хайса»... попали мы... Пока остановились, Андрюха успокоил: «Тьфу ты! Это лягушки мелкие на дороге, мы их просто давим!» — у них миграция, там их тысячи — прямо на трассе — ну вы понимаете, какой звук раздавался? Вот как будто у шин начали отлетать куски резины и шлепать по асфальту. Мы ехали с закрытыми окнами — а он с открытыми — он хорошо услышал. А я потом тоже услышал... А что делать? Ехать-то надо. Потом мы еще по трассе встречали такие миграции, там невообразимое количество лягушек — остановились у обочины, поймали несколько, детишкам показали — те были в восторге. Да, махонькие такие, туловище чуть побольше пятирублевой монетки.

Короче, с ночными приключениями мы таки выбрались до Палласовки и где-то там был отельчик, в котором мы и заночевали. Ночью ехать по незнакомой дороге — вообще-то удовольствие ниже среднего.

Кроме того, вставать на ночлег однозначно надо засветло и искать его — тоже. Ночью просто сложно сориентироваться, даже с навигатором, хотя он показывает, что вот там-то есть какой-то населенный пункт и сколько еще ехать до него. Хотя мотельчик можно встретить и посреди дороги почти в чистом поле, но далеко не всегда.

 

Волгоградская ГЭС
Волгоградская ГЭС

 

Этот маршрут (по левому берегу Волги) позволяет проехать через Волгоградскую ГЭС, что невозможно, когда едешь стандартным путем. Тоже интересно. Хотя очень быстро :). Там, уже за ГЭС, были развязки, было ГАИ и Андрюха опять по рации «У меня стрелка температуры вверх ушла!». Е@#$%!@! Ну не хватало этого еще. Да, жарко конечно было, мы с кондишином еще более-менее, а ему, выключив кондиционер, пришлось печку врубить в салоне, чтобы двигателю легче было — я представляю, как им там. Хорошо, я где-то читал, что скорее всего, это радиатор подзабился насекомыми. Тем более, что после печки у него вроде нормализовалась температура. Заехали на мойку (это вот второй раз мы мылись). И точно — у него оказывается, конструкция такая, что колеса на поворотах забрасывали лягушек прямо на радиатор изнутри. В итоге весь радиатор изнутри был покрыт толстой коркой непоймичего. И как он раньше не закипел — удивительно. Это мы проехали после лягушатника уже километров 200-250. Впрочем, насекомых там тоже хватало. После мойки все нормализовалось. А я заодно и «сурфа» помыл — все равно делать нечего. Кстати, вообще недорого, что-то рублей 220 что-ли — и это с услугой «промывка радиатора». В Иркутске я так недорого джип не помою. Притом, что мойка была какая-то фанатичная — со снятием защиты фар, с протиркой там, с намыливаением, в общем, по первому разряду. Буду в Волгоград ездить мыть машину :). Мне понравилось.

За все путешествие мы ночевали в машинах три раза — и все три раза были вынужденными, и глубоко ночными. Последний раз ночевали после Ишима, когда уже возвращались домой — возле Тюкалинска — все отели были забиты, пришлось становиться на каком-то съезде метров в 30 от трассы и там спать. Наконец-то ночью было прохладно — +16 кажется, и после дикой жары с юга вплоть Самары и Уфы — это было очень здорово.

 

Примерно так выглядит маршрут после Волгограда через Котельниково — Сальск — Тихорецк  на трассу М-4 уже практически после Краснодара.
Примерно так выглядит маршрут после Волгограда через Котельниково — Сальск — Тихорецк на трассу М-4 уже практически после Краснодара.

Вполне нормальный маршрут кстати — на один раз проехать и посмотреть Кубань вместе с ее бескрайними полями подсолнухов.

Гаишников не так много, в основном, смотрят превышение и пересечение сплошной. В общем, не напрягают.

 

Дорога «туда» со стороны Кропоткина (Р-251). Рядом — выезд на М-4.
Дорога «туда» со стороны Кропоткина (Р-251). Рядом — выезд на М-4.

 

Насчет искать ночевку засветло

Тут арифметика такая. Если планируем вставать рано, в четыре утра — часов в пять с утреца едется очень здорово, прохладно, пусто и вообще... Чтобы выехать в четыре утра, можно спать шесть — семь часов (больше не надо), т.е. укладываться в девять — десять вечера. Т.е. пока ночевку нашли, пока помылись, чай попили — уже полчаса-час ушло. А толпа большая (вот где вылазит лишнее время). Т.е., чтобы залечь в девять — десять часов вечера, надо ночевку найти в восемь вечера. И начинать искать с семи вечера, потому как восемь вечера наступит — никто ведь не обещает сразу появление нормального отеля. Лучше иногда даже чуть раньше встать на ночлег — у нас один раз было даже в шесть вечера (но зато мы еще до четырех утра уже выехали), но в нормальный отель на уютном месте.

Цены на мотели варьируются очень сильно: от 250 руб./чел. до 600 руб./чел. Один раз в Башкирии напоролись на 3 000 р. за двуместный люкс (!) — послали лесом, тут же через километр нашли не хуже за 500 р. — двухместный номер, и 1 100 р. —четырехместный с душем и туалетом в номере.

Короче, надо просто поискать, причем чем раньше становишься на ночлег, тем больше выбор.

Какие видели аварии за всё путешествие:

Раза два-три перевернутые фуры на обочине (видимо, уходили от столкновения), и на Кубани — фотку я давал — там где-то еще «мерседес-купе» поучаствовал. Похоже, убежал, потому как, когда мы видели аварию, гаишники только-только подъезжали с мигалками к ней.

А самая «масштабная» за всю дорогу: 

 

 

Дорога Красноярск — Канск. Скорее всего, «прадик» (черный, слева) пытался обогнать фуру в неположенном месте и начал прижиматься к «ниве», та резко затормозила, а фура не успела — и собрала всех впереди. На видео хорошо видно, как «прадик» стоит слева, а зад у «нивы» разбит фурой, там еще справа за фурой две машины есть — их не видно, но они тоже вроде участвовали. Там уже гаишники всех растащили, чтобы трассу освободить. Но авария произошла, когда мы остановились поесть за десять мин. до этого. Вот черт его знает, как судьба могла повернуть. На видеорегистратор снято, я специально флэшку поменял, чтобы потом посмотреть внимательнее.

Но в целом, на дорогах вполне пристойно. После Красноярска :). В Иркутской области народ жестче водит — это сильно заметно. Раньше не замечал — здесь у нас всегда так :).

На западе я видел картину: середина длинного перегона — степь, дорога, ремонт, как обычно, выставлены знаки «70», «50», «30» ну и «обгон запрещен» — разметки нет, свежий асфальт (я думаю, скорость ограничивают, чтобы свежий асфальт не «жевали») — народ, как по команде, резко сбрасывает скорость — и так могут на протяжении двух, и трех и семи км переться со скоростью 30. Не, ну это уж совсем какие-то фанаты — 50 км/час же вполне можно ехать. Тем более, когда едешь 110 очень долго и сбрасываешь даже до 80 км/час — кажется, просто почти стоишь — глянешь на спидометр — нет, 80. В городе зачастую 50 едешь — и то, кажется, быстро.

В общем, основные знаки на трассе — это ограничения скорости и ограничения обгона. Самый любимый — это «радость автомобилиста» — отмена всех ограничений.

Вывел несколько правил:

 

  • обгоняя одну фуру, ты приближаешься к другой;
  • у фуры есть «хвост» из нескольких легковушек (следствие: если хвоста нет — значит впереди тебя пусто);
  • при рисковом обгоне первым тормозит тот, кому страшнее;
  • как только встречка опустела и можно обгонять фуру — тут же прерывистая становится сплошной и появляется знак «обгон запрещен» — как следствие, как только обгон будет станет разрешен, сразу появляется интенсивное встречное движение;

 

Ну и не стоит забывать (это и в ПДД написано тоже) — если вас кто-то обгоняет, не меняйте скоростного режима. Обгоняющий сам примет решение. А вдруг он за вас будет прятаться? А вы вдруг резко тормознете — ему куда деваться?

Старайтесь не идти долго между двумя близкими фурами — опасность представляет задняя. Если впереди фура затормозит, вы — тоже, а задняя может не успеть. Поэтому, обгоняйте переднюю и отрывайтесь, чтобы сзади вас фура не паслась.

Перед населенным пунктом можно и за фурой сзади попастись — очень удобно — она (фура) сама знаки смотрит, сама притормаживает — короче, отдыхаем, спокойно проезжаем пункты ДПС, деревушки, города за фурой — а потом ее обгоняем.

Как Добраться На Машине Из Иркутска В Абхазию

Заправку автомобиля, как правило, производим по достижении полубака. Так-то заправки очень часты по трассе, но мы несколько раз попадали на табличку «92-го нет» при полупустом баке. Вообще, я так прикинул — если 10-15 литров в баке осталось — это все равно не смертельно. Заправки обычно все делают «полный бак», поэтому останавливаемся, ставим пистолет в бак, подходим к окошку (или внутрь) заправки, отдаем тысячу кассиру, говорим номер заправки и «полный бак», разворачиваемся и идем заправлять. Обычно пистолет сам выщелкивается, но я еще литра 3-4 доливал сверху. Потом возвращаемся и говорим кассиру номер заправки и забираем сдачу. Всех делов.

Больше всего нам понравились заправки «LUK Oil» — самые цивильные, практически всегда есть нормальный туалет внутри, все очень культурно и приятно.

 

Заправка Лукойл N71 по левому берегу Волги где-то километров за 200 до Волгограда. Это самая лучшая по обслуживанию из всех, что мы видели на маршруте.
Заправка Лукойл N71 по левому берегу Волги где-то километров за 200 до Волгограда. Это самая лучшая по обслуживанию из всех, что мы видели на маршруте.

 

Самые длинные перегоны без особых населенных пунктов — это между Новосибирском и Омском. Просто прямая трасса среди полей, редколесья и небольших озер. Нудновато, если честно. Хотя, весь маршрут такой — что в Сибири, что в центральной России — поля, лесок, дорога, развязки, указатели. Редкие деревушки, объездные. Одно развлечение — фуры обгонять :). Их когда почти не стало в Иркутской области (на обратном пути) я аж даже как-то заскучал :)).

Да, насчет автопарка — он меняется разительным образом примерно после Новосибирска — яркое многообразие японского автопарка Иркутской области и Красноярского края сменяется преобладанием отечественного автопрома, начиная с Челябинска, Уфы и далее — на Юго-Запад. Встретить праворульную машину практически невозможно. «Сурфов» я видел несколько штук, но леворульные — «4runner». Встречается достаточное количество «прадиков», «крузаков». Очень много «фордов».

А в Абхазии по-моему собраны все «мерседесы», которые были популярны у нас в 90-х. Очень много «жигулей» старых моделей и «волг».

Фуры по России — самые разнообразные — по-моему, я видел все модели :).

Тяжело дальнобойщикам приходится. Машина здоровая, тяжелая, развернуться, если что — очень трудно, стоянки искать — только с большими площадками, обгонять им сложно (бывает, грузовичок едет 30-40км/час) — они ждут пустой встречки, но бывают и очень шустрые фуры — пустые, наверняка. Нагруженную вообще сразу видно.

Несколько раздражают перегруженные фуры — ну не тянет у тебя движок столько груза — нафига брать столько? Вози пенопласт. Как горка — все — 20 км/час — и всех за собой собрал. И выхлоп, как у кочегарки на колесах. Хотя, часто видел, как такие тяжеловозы сами съезжали на обочину и давали всем проехать. Но все равно, напрягают. И кстати, фуры гаишники останавливают чаще всего.

Что поесть: кафешек по дороге очень много, куда как больше, чем мотелей. Часто бывает, заправки рядом с кафешками — удобно — заправился сам и машину заправил. Время экономишь. Не рекомендую ветхие с виду «забегаловки» — мы как-то напоролись на некачественную еду — даже есть не стали — поехали дальше. По ценам как-то странно — вроде в Сибири мне подешевле показалась еда, ближе к центру — подороже, южнее — всяко было. Помню, очень качественно ели в Волгоградской области.

Названия населенных пунктов, которые встречаются на табличках — каких только нет! Видел названия рек «Зелененькая», «Синенькая», «Черненькая», населенные пункты «Серафимович», «Латыши», «Эстонка», да много всяких необычных — все не упомнишь.

Как Добраться На Машине Из Иркутска В Абхазию

Под Кемерово кстати есть хороший комплекс-мотель «Три медведя» — там реально в холле отеля на втором этаже стоят чучела огромных медведей — все разукрашенные какими-то бусами, кольцами, но живописно. Нам очень понравилось это местечко, на обратном пути мы мимо него проскочили уже утром (до этого раньше заночевали где-то под Новосибирском).

А когда выехали на первом пути из «Трех Медведей» рано утром — чуть ли не в четыре утра — словили обалденный туман чуть ли не вплоть до Кемерово — зрелище необыкновенное. Никого на трассе — видимость метров 20, едешь под 60, из тумана «вырастают» деревья, дорога, в общем, красиво.

 

Туман под Кемерово (время на фотике иркутское).
Туман под Кемерово (время на фотике иркутское).

 

Где-то под Златоустом (около перевала) видел табличку (здоровую такую синюю) с надписью нечто вроде «осторожно, возможен выход на трассу людей с нарушением психики». Видимо, были прецеденты. Штурман мой не заметила эту табличку, долго не верила, думала, что я ее разыграл. Ну не возвращаться же :)

 

Где-то недалеко автобаны
Где-то недалеко автобаны

 

Да, свороты на автобаны видел, но, к сожалению, нам было не туда, а жаль, интересно было бы проехаться.

Одно из самых интересных впечатлений — экскурсии по Абхазии на своем автомобиле. Нас пугали, что границу на машинах лучше всего проходить ночью, чтобы в очереди не стоять, но оказывается, недавно сильно упростили прохождение границы — на въезде дают талончик (пассажиры проходят отдельно), его штампует пограничник, потом в багажник заглядывает таможенник, штампует этот же талончик, потом на выезде его забирает пограничник, и все — едешь на абхазский пункт пограничного контроля. Там вообще — просто платишь деньги за страховку 150 р. и — свободен. «Туда» у нас ушло минут 40 — просто какой-то затор был. Обратно проскочили за пять минут. Вообще влет.

Какие документы нужны при переходе границы с Абхазией — только российский паспорт. Для детей — свидетельство о рождении с печатью о российском гражданстве или доверенность от родителей, если дети едут с родственниками. Для проезда через границу на автомобиле — свидетельство о регистрации транспортного средства, водительские права и гражданский российский паспорт. Все. Кроме этого, никаких документов не требуется. А, ручку с собой возьмите, чтобы не тормозить при заполнении талончика.

В Абхазию попадают из Адлера. Кстати, в Адлере перестраивают развязки, поэтому маленько по-другому сейчас в сам Адлер попадают. Я не знаю, как сразу до границы ехать — я из Адлера ездил — там все очень просто. До села Веселое километров семь — дорога там одна. После прохождения границы километров 20-30 до Гагры — ну и там уже Пицунда рядом совсем, или едем прямо до Нового Афона — это еще километров 40 — сущая мелочь для тех, кто проехал более 6 тыс. км. Дороги в Абхазии уже очень хорошие (раньше были похуже, но успели сделать), единственное, что мешает гонять — коровы и иногда лошади, в самых неожиданных местах. Причем коровы еще ничего, мне говорили, что особую осторожность надо проявлять при объезде лошадей — они могут вдруг скакнуть в сторону.

 

Вид на Гагры со смотровой площадки горы Мамзышха.
Вид на Гагры со смотровой площадки горы Мамзышха.

 

Около колоннады на въезде в Гагры слева будет заезд на г. Мамзышха — туда можно съездить — там увидите километра через 2-3 смотровую площадку — очень красивый вид открывается. Можно постоять, пофотаться. По-моему как раз туда ездят (и выше), чтобы с парапланами летать к морю.

Там еще рядом с колоннадой всегда какие-нибудь звери есть экзотические «для пофотать» — в этот раз мы увидели львенка и какого-то большого то ли грифа, то ли орла на привязи. Ко льву я бы подходить не стал бы — мало ли что у него на уме, хотя владельцы его постоянно чачей сбрызгивали. Вообще, зверство, по-моему.

 

Гагра, колоннада, звери.
Гагра, колоннада, звери.

 

Ну, Пицунда сама по себе красивая — если есть навигатор, попробуйте ее объехать всю, по всяким дорогам — там есть даже сосновый бор — все как полагается — без подлеска, с хвоей на земле, с запахами.

 

Храм X века в Пицунде
Храм X века в Пицунде

 

В Пицунде обязательно посетите храм 10 века, где еще можно попасть на орган — его край на фотке виден справа внизу. Да и вообще, там есть небольшой краеведческий музей рядом — тоже интересно глянуть.

А потом — на «рыбзавод», мимо бывшей дачи Хрущева через село Лдзаа на дикий пляж — там есть красивая коса с подводной скалой.

 

Дорога еще немного идет дальше, потом слева есть поселочек, в котором тоже сдают места,  но там все хорошие, по-моему, всегда заняты.
Дорога еще немного идет дальше, потом слева есть поселочек, в котором тоже сдают места, но там все хорошие, по-моему, всегда заняты.

 

 

Новый Афон — снимали с места чуть выше и левее входа в пещеру. Вдали — мужской монастырь.
Новый Афон — снимали с места чуть выше и левее входа в пещеру. Вдали — мужской монастырь.

 

Новый Афон — там и находится очень окультуренный вход в Н.Афонскую пещеру. Она очень большая и протяженная — вглубь ведет своя ж/д с небольшим поездом, на котором и возят туристов. Около входа, как водится, есть зело приятный рыночек, на котором продается самый лучший мандариновый сок в Абхазии — бутылки у них замороженные — в жару было самое оно!

 

Чай, как мне говорили — местного сбора. Зеленый я купил на пробу.
Чай, как мне говорили — местного сбора. Зеленый я купил на пробу.

 

Продают также, чачу, местный коньяк (заводской), всякие вина, морс из фейхоа, кучу всякой сувенирной продукции, ну, в общем, как обычно на курортных рыночках.

 

Банановая пальма
Банановая пальма

 

Банановые пальмы не редкость и в Адлере, а тут — подавно. Вот те «шишки», которые торчат из-под листьев — это соцветия что-ли какие-то, сами махонькие бананчики — они там, дальше окружают веточку, здесь не видно на фотке.

Но бананы вызревать не успевают, как нам объяснили — это, конечно, почти тропики, вот «почти» мешает. Но зато тут в Абхазии растут мандарины и лимоны. А вот в Адлере (60 км всего на северо-запад) уже не растут.

Кстати, запомнился аквапарк в Джубге — очень большой, с кучей бассейнов, несколько видов горок, всяких разных, со специальными плотиками для 1 или 2 персон и пр. и пр. В общем, масштабно, цивильно и не сказать бы что очень дорого. Жаль, мы фотик не взяли туда, но после недельной дороги мы туда как все ломанулись — не до фотика было. Купаться очень хотелось.

На юге были около 20 дней. На машинах красота — куда хочешь езжай, где хочешь — снимай жилье. У нас давно уже железное правило — снимать жилье не дольше чем на пять суток. Понравилось — продлим. Не понравилось — ищем следующее. Знаете, очень действенный метод. Кучу нервов сберег. И денег. Захотелось еще на море побыть — еще побудем, деньги кончились — собрались, домой поехали (не ну это уже крайний вариант, до такого у нас не дошло :). В общем, классно на машинах. Если бы не длинная дорога. С центра или с Москвы, по-моему, можно чуть ли не на выходные ездить. Чего там — всего-то 1 000 км. За день долетаешь. Дороши хорошие, почти везде прямо, скорость — под сотню. А если ехать из 38-го региона, то начинается... тут дороги похуже, тут поесть надо, тут поспать, тут еще какая-нибудь задержка. В общем, за сутки пройти 1 000 км — это здорово.

За всю поездку видели 38-й регион на номерах машин всего три раза: первый раз — на обратной дороге около Сочи — номер кажется 573, белая «Калдина», по-моему, была — ехали уже затемно, мне кто-то посигналил и начал махать рукой из окна — смотрю — 38-й! Е! Радости было! :) Мы тоже все помахали, он немного поехал между нами, потом свернул где-то в Лоо — наши сказали, что у него была мокрая голова — он, видимо, ездил в Сочи, там и искупнулся заодно. В общем, мы поехали дальше домой, пришлось там прямо на трассе останавливаться на ночь — ну так получилось у нас, не смогли что-то приличного на ночь найти в Лазаревском — кто на одну ночь сдаст?

Второй раз мы видели 38-й регион около Бердюжья (недалеко — Ишим) — шла какая-то «волга» темно-фиолетового цвета — мы их нагнали, я им посигналил и помахал, они потом тоже там подхватились — помахали в ответ. Еще где-то в районе Самары видели «жигуль» — но тот был далековато и уехал куда-то в глубину городка, через который мы проезжали.

Где-то на подъезде к Кургану есть развязка, и там на самом деле два пути объезда — нам пришлось поехать по длиномму — он оказался более пустым (да вообще всего несколько машин), но на 30 км более длинным — где-то промахнули тот, по которому весь поток идет, но потом влились, конечно, и уже до Макушино рванули.

Обратная дорога — тоже путешествие, но быстро входишь в ритм, и она кажется как-то короче. Вообще, столько впечатлений, что все поначалу сливается в один день, только потом начинают всплывать воспоминания, расслаиваться. В Иркутск въезжали затемно, но тут уже все знакомо — на автомате едешь, все знаешь. В чужом городе и днем-то ехать сложно, а в родном — и ночью просто :)

Ну вот, практически и все. Такая поездка, несомненно, одно из очень ярких впечатлений в жизни.

 

Источник: drom.ru, пользователь "Cooleronline", Иркутск.

     Рекламная заметка от спонсора статьи.

    Владельцам своего бизнеса и тем, кто только планирует стать собственником своего дела.

   В бизнесе не бывает мелких и незначительных деталей. И как театр начинается с вешалки,так торговое предприятие начинается с этикетки и ценника. И если встает вопрос о выборе комплектующих для ценников, этикеток и кассовых аппаратов, то его всегда поможет решить надежная фирма-производитель Термофлекс-Юг. Исходные данные тут.

804

You have no rights to post comments

Смотрите также

300 ₽
Комнаты / Гудаута

В городе Гудаута (Абхазия) сдаются комнаты отдыхающим. Дом в 300 метрах от моря, рядом 2 кафе, магаз[...]

10 000 ₽
Комнаты / Сухум

Двухэтажный дом под ключ находится тихом спокойном месте Сухума, расположен на улице Адлейба. Большо[...]

400 ₽
Комнаты / Гудаута

Гудаута расположена в живописнейшем уголке Абхазии, на самом берегу Черного моря. Город находится на[...]

Лдзаа частный сектор

Лдзаа: Частный Сектор 2017 Цены На Отдых В Абхазии И Жилье Без Посредников На Самом Берегу Моря Недорого

Отдых и цены на жилье без посредников в частном секторе Лидзаве на самом берегу моря в 2017 году Есть на карте мира маленькая прекрасная страна Абхазия,… Подробнее...
Аквафон Абхазия

Аквафон Абхазия

Немного фактов о компании AQUAFON ЗАО Аквафон Абхазия считается первым национальным оператором мобильной связи в Республике, которая предлагает свои услуги в… Подробнее...
Отдых в Сухуме

Сухуми: Частный Сектор 2017 Цены На Отдых В Абхазии И Жилье Без Посредников На Самом Берегу Моря Недорого

Отдых и цены на жилье без посредников в частном секторе Сухуми на самом берегу моря в 2017 году Один из самых древних городов на Кавказе – Сухум, столица… Подробнее...